~~У человека только две неминуемые вещи: смертЬ и отсутствие Свободы, которое ей сродни…~~

На протяжении всей своей жизни человек противостоит исключающим его свободу обстоятельствам, своим собственным или чужим мыслям или активности других людей. Окончание жизни — финал ее — это полное поражение человеческого права на Cвободу, ее абсолютное отсутствие из-за предвечной обездвиженности — смертЬ.

Мы начинаем чувствовать ограничение нашей свободы с самого детства. Первое и особенно резкое ощущение отсутствия свободы происходит, когда мы оказываемся у грандиозного по своей нелепости поворота, где наши детские фантазии и мечты, связанные с детскими сказками, полностью рассеиваются. С этого момента царство необходимости начинает свое шествие и оно было бы сносным, если бы не стремление человека избавиться от него. Наделенный желанием обретать свободу, человек постоянно ощущает, что он жертвует ею в пользу этой пресловутой необходимости. Что бы человек ни делал, чем бы он ни занимался, он понимает, что сделав выбор или воплощая свое решение, ему придется многократно повторять усилия, нацеленные на их выполнение. Это постоянное сопротивление среды — подобно тому, как движению физического тела всегда противостоит трение, — все время напоминает ему о его ограниченных возможностях и пределах его свободы, ставит его в зависимости от свойств необходимости: навязанной и воспринятой причинно-следственной связи, требований логического мышления, последовательности в восприятии развитии событий, структурированности ретроспекции и оценки вероятности будущих событий.

В этой борьбе человек испытывает все, что ему нравится называть жизнью: надежду или разочарование, сопротивление или благоволение обстоятельств, провал или удачу, счастье или отчаяние, безысходность или воодушевление. И все это могло быть действительно увлекательно, если бы не одно но: любое из вышеперечисленных состояний —- это результат одного и то же человеческого акта, вызванного одним и тем же желанием — отстоять собственную свободу. И действительно, именно в борьбе с нашествием необходимости, в поисках своей утраченной свободы, человек получает представление о своем достоинстве и величии. Но проблема состоит в том, что человек чувствует себя исполненным достоинства и величия, только если у него достаточно сил для этой борьбы; если же сил этих не хватает, то человек ощущает себя поверженным, — и теперь, при наличии тщеславия, интеллекта и поэтического воображения он может воспринимать себя низринутым во тьму ангелом, а при их отсутствии считать себя тем, кем он на самом деле постепенно становится: умалишенным, отрицающим необходимость.